Все местное самоуправили по вертикали
// От выборов мэров тоже решили отказаться
Ъ-Online, 27.12.2010
Фото: Александр Щербак/Коммерсантъ
Местное самоуправление (МСУ) в России ценится центральной властью, особенно накануне федеральных выборов. В России пошел массовый отказ муниципалитетов от выборов мэров, даже в 43 региональных столицах введен пост сити-менеджера. Это усиливает позиции "Единой России", а с введением смешанной системы выборов (проект внесен в Госдуму президентом) во главе городов встанут члены партии власти. И процесс огосударствления МСУ в России завершится.
Для МСУ в России 2010 год вряд ли можно назвать позитивным. По сути, уже сломив хребет самоуправлению, государство методично добивало институт и тех его представителей, которые пытались отстоять хотя бы минимальную его независимость. Государство видит в нем государственную власть на местах, полностью подчиненную и послушную субъектам и центру. Власть постаралась, чтобы у самоуправления не было возможностей стать востребованным и поднять авторитет у населения (жесткая регламентация компетенции, крайняя ограниченность в средствах, полная зависимость от государства и т. д.). Но если проанализировать наиболее крупные провалы, нарушения, ляпы и т. д., то мы обнаружим, что это просчеты госвласти, а не МСУ.
Недавно, находясь в одном из регионов, услышал, как губернатор (сам бывший глава района), отчитывая главу муниципалитета за какие-то нарушения, в финале выдал: "На твоем месте я бы добровольно подал в отставку". Я пожалел, что не было под рукой диктофона: думаю, ситуация, когда губернатор этого дотационного региона окажется в таком же положении, не за горами. Воспользуется ли он своим советом? Вопрос непраздный, ибо на моей памяти не было случая, когда высокопоставленный государственный чиновник взял бы на себя политическую ответственность и подал в отставку. А в Европах — сплошь и рядом, и в том числе по гораздо менее значительным поводам, нежели смерти сотен людей.
Впрочем, пока еще есть примеры хорошо организованного и действенного МСУ в России. Но только примеров таких все меньше, и все чаще МСУ работает вопреки всем обстоятельствам, а когда оно встает на ноги, начинает немного крепнуть — тут же и ставят его обратно на колени.
Причем просматривается тенденция: сначала завести на мэра уголовное дело, лучше по беспроигрышной 285-й статье УК РФ (превышение должностных полномочий), а затем, под предлогом борьбы с коррупцией, отказаться от выборов вообще, поставив главой муниципалитета спикера горсовета, а "на хозяйство" наняв сити-менеджера. Пока никто не знает, насколько эффективно будут работать сити-менеджеры и как сложатся их отношения с главами муниципалитетов. Вспоминаю случай в одном из субъектов РФ. Мы со спикером регионального парламента пили чай в его кабинете, и вдруг позвонила директор сельской школы, избранная депутатами главой муниципального района. Она попросила спикера помочь ей попасть на прием к собственному сити-менеджеру, который "уже две недели отказывается принять ее под различными предлогами". Вот такая ручная настройка в условиях двуглавия на местах и вездесущей государственной вертикали! Между тем, отказываясь от прямых выборов глав муниципалитетов, мы опять идем "своим путем", в то время как в Европе восстанавливается институт прямых выборов, от которого раньше отказывались, практически повсеместно. Европейцы убедились, что более эффективной власти на местах, чем сильное самоуправление, не придумано.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1564980
все затачивается под "единую россию", в том числе зачищаются через уголовку независимые , пользующиеся авторитетом, среди населения политики - такие как глава тутаевского района Ян Андреев.