Общественные слущания по программе развития экономики моногородов, состоявшиеся на прошлой неделе, превратились, как у нас последнее время принято, не в совместное обсуждение плюсов и минусов программы, а в очередную "говорильню". На сей раз обошлось без губернатора. Видимо, ярославские и рыбинские отряды ОМОНа в этот день были заняты более важными делами, а глава региона без сопровождения бойцов спецназа в Тутаев носа не кажет. К примеру, когда Сергей Вахруков удостоил своим вниманием скромное представительное собрание Тутаевского муниципального района, за зданием администрации, где проходил совет, "паслось" около сотни "омоновцев", прибывших в наш провинциальный городок на волге на двух бронированных автобусах и боевой машине "Тигр"... Неужели горожане планировали "государственный переворот" местного разлива? Но, прошу прощения за лирическое отступление, на публичных слушаниях предствалять программу развития моногорода Тутаева предоставилась возможность другим представителям правительства Ярославской области. Пожалуй, пламенную речь первого заместителя губернатора Владимира Ковальчука, щедро снабженную реверансами в сторону правящей партии, премьер-министра РФ В.Путина и президента Д.Медредева, мы опустим, упомянув только, что она была "пересолена" цитатами высказываний первых лиц государства. Что ж, позиция понятна, когда такие города Ярославской области как Тутаев и Гаврилов-Ям скрючило в "букву зю", выбирать не приходится, остается лишь с протянутой рукой идти к правительству России... И Сергей Вахруков, говорят, ходил, а по словам В Ковальчука, даже "был услышан". Не будем мы останавливаться и на докладе заместителя губернатора Ярославской области Игоря Елфимова, упомянем только, что оратор отметил, что ожидаемые средства на развитие экономики Тутаевского района -- это (цитирую) "не раздача слонов, а комплекс действий", а попросту различные формы кредитования, в том числе реализация уже существующих фереральных программ. То есть все будет складываться на принципах софинансирования, а так же возвратах по кредитам, но "по-божеским" процентным ставкам. Более детальным и занимательным выглядело выступление консультанта консалтинговой компании "Де Лойт" Мартина Арутюняна, который озвучил цифры и рассказал о конкретных шагах, планируемых осуществить на территории района. Выяснилось, что кардинальных изменений в экономике Тутаева не последует: "развивать" дизелестроение на Тутаевском моторном продолжат текущие арендаторы, профиль завода не изменится; а "диверсификация" экономики, связанная с помощью сельскому хозяйству и пищевой промышленности, как бы это красиво не звучало, но сведется лишь к расширению площадей ЗАО "Единство". Даешь народу колбасу! Кроме того, если почти никто из нас, горожан, в будущен не планировал открыть какое-либо малое предприятие, то вероятно придется... Или заставят? В планах правительства области увеличить количество людей, занятых малым и средним бизнесом в Тутаеве до 10 процентов от общего количества жителей. То есть это 4 с лишним тысячи человек (сегодня в городе около 400 предпринимателей). Теперь о деньгах (о том, что будет потрачено на протяжении 5 лет). 670 миллионов рублей планируется потратить на берегоукрепление и строительство гостиницы, 490 миллионов на реконструкцию сетей ЖКХ, ремонт жилфонда и расселение нуждающихся из ветхого и аварийного жилья. 30-40 миллионов в год будет выделять инвестиционный фонд РФ на развитие экономики моногорода -- эти суммы уйдут на поручительства по кредитам, лизинговые программы, прочие взносы. 2,4 миллиарда составят субсидии из бюджета РФ по различным программам, 8 миллионов выделят областной и городской бюджеты на условиях софинансирования. А более 13 миллиардов... будет почерпнуто из внебюджетных источников. Расшифрую: эти средства предприятия малого и среднего бизнеса, то есть предприниматели должны внести сами... Теперь понятно, почему власти желают видеть каждого в роли бизнесмена, ведь чем больше предпринимателей будет в Тутаеве, тем быстрее они возьмут на себя бремя по вложению 13 миллиардов в развитие экономики моногорода... Стоит отметить, что сегодня основной вид предпринимательства в Тутаевском районе -- это торговля, а статистика говорит, что и малому бизнесу живется не сладко, объемы продаж упали почти на 20 процентов. Власти уповают на лучшее, ожидая реальных результатов модернизации экономики уже через три года, но мы с вами хорошо понимаем, что пока 2711 человек в районе официально признаны безработными, а около 5000 человек уехали искать "счастья в труде" за пределами района, говорить о реальном прогрессе пока рано. В то время, как многочисленные высокопоставленные чиновники рассказывали с трибуны про моногорода, губернатор на черном джиппе с номерным знаком "Р 001 РР" двинулся из Ярославля в сторону Любима. Один. И без охраны...
***
О переправе замолвите слово
Тема организации надежной и стабильной переправы в Тутаеве актуальна на протяжении нескольких десятилетий. На дворе XXI век, а воз и ныне там... В Ярославле, к примеру, собрались строить третий мост через Волгу, а в Тутаеве многостадальные жители вынуждены перебираться с берега на берег: летом -- на утлых суденышках, зимой -- по льду, в межсезонье -- по неокрепшему льду, рискуя в одночасье искупаться в ледяной воде, подвергая свои жизни опасности. Однако, как заявил губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, моста Тутаеву не видать еще лет 10 (видимо, по прошествии этого времени надобность в переправе отпадет вовсе из-за "развития экономики моногорода"). Кстати, о развитии. В пресловутой всеми обсуждаемой программе вопрос организации цивилизованной переправы не стоял вовсе: не то что сооружение моста не вошло, городу не светит даже покупка собственного плавсредства, ни-че-го...
Измаил ДЕГТЯРЕВ.
|